Для жителей новороссийского микрорайона Шесхарис земельный участок с кадастровым номером 23:47:0209046:5 - единственные 160 метров берега в Восточном районе, напоминающие, что где-то рядом плещется море. И главное – есть чистый воздух. Это Волочаевский пляж. Он никак не обозначен на курортных картах Краснодарского края. Официальная позиция и властей, и надзорных ведомств - пляжа тут быть не может.
Этот кусочек действительно окружен со всех сторон портовыми сооружениями. Что, впрочем, не мешает местным приходить сюда и купаться. Но год назад участок перешел в собственность ООО «Порт Виктория», которое, похоже, было образовано под «амбициозный проект» - построить здесь грузовой терминал. Параметры этого будущего «бизнес-счастья» впечатляют грузооборот - 2,5 млн тонн в год, в том числе, навалочные грузы в контейнерах – 0,7 млн тонн в год, зерно – 1,2 млн тонн в год и генеральные грузы – 0,6 млн тонн в год. Но они совсем не радуют жителей Восточного района Новороссийска.
В связи активной застройкой берега под различные нужды бизнеса и государства проблем здесь и так выше крыши. Восточная часть города знаменита обилием промышленных предприятий, заводов. Там находится крупный морской торговый порт, проходит железная дорога, курсирует огромный поток автомобилей (как грузовых, так и легковых). Эти факторы являются причинами загрязнения атмосферы, что неблагоприятно сказывается на экологии Шесхариса и всего района. Улицы забиты длинномерами-зерновозами. На обочинах дорог служивый люд из расположенной тут же военной части ставит свои личные авто по утрам.
На Сухумском шоссе, на федеральной трассе с оживленным движением, поблизости от тех же портовых терминалов расположен противотуберкулезный диспансер № 23 - место для легочников, как понимаете, не самое экологичное. Но есть и обратная сторона медали. Уровень поддержки заведения таков, что пациенты диспансера - постоянные гости всех ближайших магазинов. Такое вынужденное общение с пациентами тубдиспансера, понятно, тоже восторга у местных не вызывает. На любые просьбы перевести медучреждение куда-то в более экологически подходящее место власти не реагируют.
Еще одна замалчиваемая проблема - жилые застройки, расположенные на землях промназначения. Причем, это не какие-то самозахваты и новые постройки. Находящимся здесь общагам, дачным домам по нескольку десятков лет. Но на просьбы людей перевести эти земли в земли поселений реакции нет. Думаем тут объяснение простое: если нет существующих домов, значит и… нет их жителей. А значит, чего слушать тех, кого нет.
И вот теперь у жителей Шесхариса хотят забрать и их родной Волочаевский пляж. Это все равно, что у нищего отнять еще и его суму.
«В апреле этого года «НовоморНИИпроект» приступил к работам по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности в рамках договора на разработку проектной и рабочей документации по объекту «Морской терминал по перегрузке навалочных грузов в контейнерах и генеральных грузов в порту Новороссийск грузооборотом 2,5 млн. тонн в год». Работы планируется завершить 31 августа 2021 года», - сообщил в мае «Коммерсант».
Начало реализации этих планов вызвало и резкий рост протестных настроений. Инициативная группа «Наш пляж» борется за Волочаевский уже не первый год. Под письмами, которые направляются в различные инстанции, влегкую собираются тысячи подписей. Приходящие ответы поначалу радовали: то прокурорская проверка выясняла, что участок сформирован с нарушениями Земельного и Водного кодекса, то суд удовлетворял иски об отмене постановления главы города о формировании земельного участка и предоставление его в аренду ООО «Стройтрест». Но те, кто «с другой стороны», все эти предписания обходили, как пароход мель.
Первоначальный арендатор – ООО «Стройинвест» поступил просто до примитивности. В 2015 году по-быстрому, не заморачиваясь обустройством фундамента, возвел подобие здания. На сооружение оформлено право собственности. А дальше уже суд обязал администрацию Новороссийска продать «Стройинвесту» данный земельный участок. Ну, как же – там ведь очень ценные стенки без фундамента! Затем земельный участок несколько раз менял собственников, пока в октябре 2019 года не перешел в собственность ООО "Порт Виктория".
Гендиректор ООО "Порт Виктория" Руслан Лисовой рассказал о планах и перспективах: в случае успешного прохождения экологической и главгосэкспертизы строительство грузового терминала начнется в 2021 году и будет продолжаться примерно полтора года. А по поводу желания жителей все же сохранить пляж было пояснено, что рядом бункеровочная база заправки танкеров топливом, военная часть, промпредприятия. И что Роспотребнадзор ни за что не даст разрешения на организацию в этом месте пляжа. То есть Лисовой считает, что для здоровья новороссийцев лучше грузовой терминал, нежели пляж?
Жители Шесхариса связывают реализацию этой беды с именем почетного гражданина города, владельца ГК «Дело» Сергея Шишкарева. Косвенным подтверждением этого предположения является то, что проектировщиком выступает ООО «НовоморНИИпроект», которое входит в ГК «Дело».
Сегодня жители Шесхариса часто вспоминают выборную кампанию Шишкарева 2002-го года, когда он пытался баллотироваться на пост мэра города. Тогда его слова на встречах с народом о прекрасном будущем Новороссийска можно было положить на музыку и петь. В 2002-м, не достигнув результата, Сергей Николаевич заявил, что все равно станет мэром Новороссийска, и вот тогда всем заживется хорошо. Наверное, кто-то верил. Но вот сейчас есть шанс увидеть его истинное лицо: коммерсант - и ничего более.
В июне должны были состоятся общественные слушания по проекту. Из-за ограничительных мер, связанных с коронавирусом, их отменили, Но, чтобы узнать мнение людей по «открывающимся перспективам», достаточно ознакомиться с петицией.
«ООО "Порт Виктория" планирует построить в Новороссийске морской терминал. Против воли населения!!! Но:
1. Этот участок берега - единственный доступный для людей кусочек моря. За 30 лет из 3-х километровой зоны этой части города, где можно было купаться, осталось 150 метров.
2. Если терминал будет построен, он усугубит и без того сложнейшую ситуацию с экологией и транспортной нагрузкой, которые и сейчас являются проблемами Новороссийска. Терминал планируют построить в непосредственной близости от жилых домов (80-120 метров), а грузы будут доставляться по перегруженному участку федеральной трассы "Дон" 30-тонными фурами из расчета 7-10 машин в час!!!
Жители Восточного района уже 12 лет (с 2008 года) борются за сохранение этого кусочка берега в качестве места отдыха, т.к. ближайший официальный городской пляж на ост. "Водная" был закрыт 10 лет назад для строительства причалов ВМФ. Другие неофициальные места летнего отдыха также уже застроены.
3. Чтобы жителям Восточного округа попасть на море, надо или ехать в Кабардинку, или через весь город (по дорогам с частыми пробками) на другие пляжи, а это от 15 до 25 км.
Отстоим право на отдых!!! НЕТ - строительству терминала!!!»
Активисты и общественники ведут сбор подписей. На сегодня их уже более 7 тысяч!
Позиция городских властей по вопросу терминала расплывчатая. То говорится, что глава города Игорь Дяченко порекомендовал рассмотреть этот вопрос с учетом интересов граждан и что застройка этой территории невозможна. То, что в Правила землепользования и застройки Новороссийска предложено внести изменения. И если земельный участок, на котором располагается Волочаевский пляж, находился в границах зоны Т-2 (зона объектов морского транспорта), то вот теперь на Волочаевском пляже устанавливают промышленно-производственную особо-экономическую подзону Т-2/ОЭЗ.
В границах зоны Т-2 можно расположить морской вокзал, яхт-клуб, эллинг или морской порт. Среди условно разрешённых видов и параметров использования земельного участка значится размещение объектов общественного питания, магазинов продовольственных и непродовольственных товаров и гостиниц, отелей и мотелей. А в подзоне Т-2/ОЭЗ можно запросто строить перевалочные терминалы. Территория особой экономической зоны - это льготный для бизнеса режим. На Волочаевском пляже, получается, разрешили строить здания высотой до 80 метров (ранее было 25 м). Инициатором таких изменений выступило управление архитектуры и градостроительства Новороссийска. Проект изменений должен быть передан на утверждение депутатам городской Думы Новороссийска. Остается надеяться, что свое «нет» скажут депутаты. Среди них есть настоящие, искренние «бойцы» за город - надежда на них.
Недавно жители Новороссийска провели флешмоб в поддержку пляжа на Волочаевской. Скандировали: «Мы победим!» Говорили о том, что здесь необходимо сделать качественную зону отдыха, с торговыми точками. Мэр же обещал решить вопрос о запрете нового строительства. Согласится ли с этим заверением власти руководство ООО «Порт Виктория»? Называют разные суммы покупки ООО земельного участка - от 20 до 80 миллионов. Скажем так, сумма для инвестора незначительная, но и ее никто, понятно, терять не собирается. Тем более, что и в проектирование уже деньги вложены.
Думаем, есть пара путей решения проблемы в пользу жителей Восточного района Новороссийска. Первый: вернуться к «исходнику». К тому моменту, когда начинало свои хитрые схемы ООО «Стройинвест». Доказать неправомерность первоначальных действий. И второй путь – окончательно отказаться от перевода участка в промышленно-производственную особо-экономическую подзону Т-2/ОЭЗ. Тогда есть шанс, что инвестор просто потеряет интерес к проекту. Если расчет на строительство мощностей по перевалке 2,5 тысяч тонн, то очевидно, что точно не будет интереса к строительству гостевых домиков и ларьков. Слишком уж немасштабно.
P.S. Вчера президент «вбил гвоздь» в проект разработки горы Куштау содовой компанией в Башкирии. Невольно приходит на ум: народ отстоял Шиес - в Архангельской области, шихан Куштау - в Башкирии, отстоит и пляж Волочаевский на Шесхарисе в Новороссийске. Хотим обратиться к авторам «бизнес-идеи»: пока не поздно – оставьте пляж в покое. Не стоит доводить ситуацию до такой степени накала, что потребуется вмешательство президента. Вам же дороже будет.
Ранее "Живая Кубань" сообщала, что в центре Новороссийска засыхают многолетние сосны. Их гибель может привести к нарушению экобаланса.
27.08.2020 15:59
«Оригинальная» забота: в Новороссийске считают, что для здоровья людей лучше грузовой терминал, а не пляж
Жители борются за свое право на отдых и собирают подписи под петицией
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Другие актуальные новости