За судьбой краснодарского общежития, состоявшего до 2016 года на балансе Министерства обороны, а сейчас находящегося в ведении муниципалитета, с недавнего времени следит вся страна. Плакат-воззвание к Путину, который появился на здании полуразвалившегося дома 24 ноября и облетевший соцсети, стал символом полной несостоятельности местных чиновников. Жильцов аварийного дома должны были переселить еще в 2016 году, затем новые квартиры обещали выдать до конца 2019-го. На днях жители узнали, что их жилье, признанное опасным для проживания, вошло в сразу две программы по переселению – городскую и краевую, но это лишь усугубило жилищную проблему жильцов. Теперь местная власть продлила сроки исполнения программ и краснодарцы смогут справить новоселье только в 2024 году. В лучшем случае.
Обращение к главе государства активистам, защищающим права жильцов, пришлось убрать с фасада через несколько дней — городская администрация настоятельно посоветовала не светить имя Путина на развалившемся доме. Видимо, по мнению чиновников, правдивый плакат портит имидж кубанской столицы, которая каким-то чудом обогнала Москву и Питер в рейтинге городов с самым высоким качеством жизни. Жителям предлагалось в том числе оценить состояние жилого фонда и благоустройство города, а также работу местных властей. До общаги на Дзержинского исследователи, очевидно, не добрались, к счастью для кубанских руководителей, иначе Краснодар сразу же бы скатился на дно списка.
фото: соцсети, Живая Кубань
«Мы никому не нужны»
Нелегкая трудовая жизнь Надежды Ивлевой началась, когда ей исполнилось 12 лет. Послевоенное время не делало скидки на возраст, надо было помогать матери, которая после гибели отца на фронте «тянула» в маленькой деревне на Кубани шестерых детей. В конце 80-ых Надежда возвращается в родной Краснодар, который пришлось покинуть во время оккупации, и устраивается на работу к военным поваром-бригадиром. Работа была физически тяжелой и ответственной, но ей предложили комнату в общежитии рядом с частью, и она согласилась. Могла ли тогда молодая женщина, кормившая до 1500 солдат в день и награжденная званием «Победитель 11-ой пятилетки», подумать, что в 2019 году не сможет по-человечески сварить суп в собственном доме…
Ее маленькая комнатушка на первом этаже, которую она делит с дочерью, уже давно прекратилась и в кухню, и в столовую, и в спальню, и в прихожую. Женщины поддерживают свое жилье в порядке, а нехитрая вышивка, изделия из мулине и книги придают ему хоть какой-то домашний уют.
Жители пытаются наладить свой скромный быт
Тем сильнее кажется резонанс, который возникает, когда оказываешься в длинном коридоре общежития и в так называемых местах общего пользования.
Коммунальный кошмар наваливается на "всяк сюда входящего": кухня, туалеты и душевые превратились в несколько кругов ада, из которых живым выйти еще можно, а здоровым точно нет. Дело в том, что в этих помещениях постоянный холод и сквозняки, бетонные стены и потолки рушатся и из них торчит арматура, грибок и плесень стали привычными спутниками. За что такие муки испытывает Надежда Алексеевна в свои 78 лет, она не знает, но выбраться из них не может уже который год.
Надежда Ивлева, житель общежития на ул. Дзержинского
- Я не знаю, есть у нас власть или нету. Куда ни кинь – везде клин. Хотя если бы она была, вот тут бы мы, пенсионеры, не находились. Приходил Кондратьев, сказал: «Не я принимал». А выше первого этажа не поднялся. И из администрации приходят, говорят, мы к вам боимся заходить. А нам не страшно здесь жить? – рассуждает Ивлева.
Страшно жить в общежитии и Валентине Логвиновой, соседке Надежды Алексеевны. Женщине, которая перенесла инсульт, особенно тяжело бороться с тяготами быта.
При этом пенсионеры выплачивают коммуналку, равную платежам за благоустроенное жилье в центре Краснодара. В среднем летом она достигает 1500-2000, зимой из-за отопления стоимость возрастает до 3000-3500 тысяч в зависимости от числа прописанных членов семьи.
Валентина Ловгинова не может сдержать слез
Крыша еще не едет, но течет
У жильцов третьего этажа к остальным коммунальным проблемам добавляется вечно текущая крыша. Справиться с плачущей после дождей кровлей они могут тремя способами: подставляют тазики, делают сандвичи и покрывают их пленкой или выводят с помощью трубки скопившуюся воду. Борьба с сыростью — бесконечная, мучительная, и зачастую в проигрыше оказываются жильцы. Плесень и грибок расползаются по всей комнате, с каждым годом отвоевывая все большее пространство. От них не спасти ни стены, ни мебель.
Раиса Горбань - инвалид первой группы, ее здоровье подорвано сахарным диабетом и онкологией. Но бороться с болезнями она уже не может — все силы уходят на решение коммунальных проблем.
Сверстники общаги
В стенах общежития выросло не одно поколение детей. Детство, проведенное в стенах здания, теперь вспоминается чем-то веселым и добрым. Но по мере взросления проблемы общежития тоже росли. У многих ребят теперь хронические проблемы со здоровьем, их мучает астма, аллергия и кожные заболевания.
- У моих ровесников уже свои дети появились. Общежитие и для них стало домом. Но здоровье у всех подорвано. У старших развивается даже онкология, которая прогрессирует очень быстро из-за сырости и холода, - делится 25-летняя Александра, жительница общежития.
Сегодня жители борются за свои права на безопасное и качественное жилье. Некоторые из них подали заявления в суд с указанием на бездействие администрации. Это даст возможность в первоочередном порядке получить заветные квадратные метры.
Есть и другой выход — ждать до 2024 года. Но доживут ли люди с подорванным здоровьем до этого времени? Смогут ли местные чиновники обеспечить достойную старость людям, внесшим свой вклад в развитие Краснодара? Будут ли их дети и внуки смотреть в будущее уверенно и без страха за жизнь? Эти вопросы пока остаются без ответа.
Ранее «Живая Кубань» писала, что именем Кондратьева назвали утопающий в грязи поселок под Краснодаром.