Вместо нового терминала Краснодар может получить «кузькину мать»
Сразу – о сути! Есть огромный проект федерального масштаба, который, естественно, выходит за рамки городского, регионального, а уж тем более местечкового. Соответственно, в него вкладываются деньгами, технологиями, правовой поддержкой, временем и мозгами федеральный и региональный центры, бизнес – любой географии, но преимущественно кубанской. Но как всегда находится тот, кто хотел бы заработать на своем имущественном праве и помешать реализации мега-проекта: будь то зимняя Олимпиада в Сочи, Крымский мост и подъездные пути к нему, или будущий аэропорт (а точнее – мультимодальный хаб) Краснодара.
Стоят, например, постройки на месте будущей взлетно-посадочной полосы, и, чтобы самолеты могли взлетать и садиться в этом месте, надо хозяину этих построек выплатить компенсацию. Потому что по всем законам и документам он владеет этой землей и этими строениями, которые так мешают будущему транспортно-пересадочному узлу. В общем-то типичная ситуация, и механизм решения подобных споров прописан в правовом поле Российской Федерации. Но наш случай нестандартен, поскольку владелец сегодняшней (образно говоря) «занозы» в теле несуществующего пока аэродрома и не владелец ее вовсе, а …«голый король». Костюм которого не соответствует венценосному апломбу.
Упоминание о будущем аэропорта Краснодара – это не словца ради. Действительно, уже начат проект превращения его в транспортный хаб. Проект транспортно-логистического центра утвержден в Паспорте национального проекта и закреплен в новом Генплане города. Результаты первого этапа - новый аэровокзальный комплекс с перроном, стоянками, рулежными дорожками и подъездными автодорогами - завершится в конце 2023 года. Второй – железнодорожная станция, автовокзал и «нити» пересадочной логистики - до 2025 год. Этот «скелет» обрастет «мышцами» отелей, ресторанов, складов, производственных зон, которые дадут работу ориентировочно 40 тысячам краснодарцев и жителям соседних районов Кубани и Адыгеи в радиусе полсотни километров. А в контексте воздушных возможностей Краснодар станет не просто крупнейшей авиационной гаванью юга России, но будет напрямую конкурировать с аэропортами Стамбула!
Реализации этой «хрустальной мечты детства» мешает ИП «Кузин О.Н.», точнее - три здания, в которых размещены цех бортового питания (ООО «Кубань-Кейтеринг»), склады, производство БАДов и пивоварня. В конце 2019 года администрация Краснодара начала спор с ИП «Кузин О.Н.», для чего была проведена экспертиза, которая выявила не просто какие-то там мелкие нарушения градостроительных норм, а подтвердила факт незаконности строительства и эксплуатации этих нежилых зданий. Тогда же эксперты установили отсутствие автоматической системы пожаротушения в этих зданиях - более чем серьезное прегрешение. Несмотря на то, что это производственный самострой, не хотелось, чтобы он – не дай-то Бог! - по примеру дома в Музыкальном микрорайоне вспыхнул как свечка и стал угрозой деятельности аэропорта кубанской столицы.
Итак, в феврале текущего года Арбитражный суд Краснодарского края признал три здания ИП «Кузин О.Н.» самостроем и обязал индивидуального предпринимателя Кузина Олега Николаевича в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить снос самовольно возведенных объектов капитального строительства.
Наверное, надо чуть подробнее осветить перипетии этого драматического юридического противостояния, которое читается как авантюрный роман Дюма.
Предприниматель Кузин утверждает, что на совершенно законных основаниях купил земельный участок и объект незавершенного строительства у прежнего правообладателя – ОАО НПК «ПАНХ». И у прежнего владельца было разрешение на строительство, которое Олег Кузин завершил в 2017-м году.
Все это так, «соглашаются» юристы стороны истца, то бишь – администрации города и ряд «третьих сторон». Да только у любого разрешения есть срок действия, который - конечно же! – можно продлить, подав соответствующую заявку не позднее 60 дней до окончания действующего разрешения. А если «промухал» - извини: нужно оформлять новое. Так вот у ПАНХа разрешение на строительство действовало до конца 2005 года. А Олег Кузин купил это недостроенное здание в декабре 2011-го и за получением нового разрешения не обращался. Закончил строительство 2-этажного здания площадью 1296,5 кв.м аж в 2017-м, но с такими вопиющими «улучшениями» первоначального проекта, что кадастровый инженер схватился за голову и отказался составить техплан на выстроенный объект. Из материалов дела узнаем: часть помещений была перепланирована, внешний контур здания изменился из-за воздвигнутых новых стен и новых помещений.
Еще два нежилых одноэтажных здания – площадью 619 и 351 кв.м – которые ответчик построил на своем участке, он «подавал» в суде как сооружения вспомогательного использования. Мол, на них и вовсе не нужны никакие разрешения на строительство! Но администрация Краснодара, истец, «на пальцах» объяснила правовую «неграмотность» стороны ответчика. Да, действительно, разрешения не требуется (в соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ) для строительства строений и сооружений вспомогательного использования. К ним (ч. 10 ст. 4 Федерального Закона № 384 от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») относят лишь категории: а) здания и сооружения временного (сезонного) назначения; б) здания и сооружения вспомогательного использования, связанные со строительством или реконструкцией; в) здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В случае с ИП «Кузин О.Н.» здания ничуть не вспомогательные, а несут совершенно четкое производственно-складское назначение, что и подтвердила судебная экспертиза от 12.12.2019.
Следующим ходом юристы, работающие на Олега Кузина, попытались «спрятаться» за срок исковой давности. Но суд отклонил ходатайство ответчика о его применении. По той простой причине, что общий срок исковой давности равен трем годам (статья 196 ГК РФ), а иск в суд был предъявлен 24.01.2019 (согласно штампу входящей корреспонденции). Какая-такая «давность»???
Все эти маневры стороны ответчика – то изощренно-умные, то наивные – объясняются просто: индивидуальный предприниматель Кузин Олег Николаевич не хочет сносить недвижимость. По-человечески понятно его желание побороться, понятна кассационная жалоба, которую ИП «Кузин О.Н.» подал на упомянутое выше судебное решение. Однако и Пятнадцатый арбитражный апелляционный суда своим Постановлением от 15.06.2020 оставил «февральское» решение без изменения.
Итак, представители администрации Краснодара и третьей стороны – «Международного аэропорта Краснодар» - уже выиграли два суда. Теперь дело за третьей инстанцией - кассационным судом Северо-Кавказского округа. Он будет рассматривать обиды и претензии ИП «Кузина О.Н.» к работе предыдущих двух судов. Какие это могут быть претензии?!
К примеру, сторона индивидуального предпринимателя ходатайствовала пригласить в суд экспертов «Центра Судебной Экспертизы» и «ПрофЭксперт-Кадастр», чтобы еще раз позадавать им вопросы. Надо понимать, что эти экспертизы Олега Кузина не устраивали. А суд ходатайство отклонил: есть же письменные и толково составленные заключения, где можно найти ответы на все возможные вопросы. Зачем «выдергивать» людей еще раз в зал суда?! С другой стороны, суд не принял в качестве доказательства представленное ответчиком (и, видимо, в его пользу) заключение «Независимой экспертной компании «Фаворит», потому что ее эксперт не давал подписку о предупреждении об ответственности за дачу ложного заключения.
Далее: ошибочным считает сторона ответчика получать специальное разрешение на строительство в зоне с особыми условиями использования, тем более что на дату подачи иска приаэродромная территория краснодарского аэропорта не была установлена. Хотя особые (подчеркнем!) условия территорий вокруг аэропортов описаны в Земельном и Воздушном кодексах, если не по форме, то по содержанию…
На все эти… скажем так – недовольства стороны Олега Кузина – и должен дать ответы кассационной суд Северо-Кавказского округа. Но вот что удивительно: на третьей, кассационной, инстанции суд будто начал искать любые поводы оттянуть принятие окончательного решения. В чем причина патовой ситуации? Юридическая подоплека или все-таки юридическое безволие? И тут поневоле в голову приходят ассоциации с гоголевскими «борзыми щенками» и судьей Хахалевой…
Ранее «Живая Кубань» сообщала, что краснодарская мэрия проиграла дело в Верховном суде краснодарским перевозчикам
Другие новости этой же рубрики