Перейти к основному контенту
24.07.2020 14:26

В Краснодарском крае экстремальный отдых загоняют в «подполье»

Джиппинг не может «играть» по правилам, придуманным для него на Кубани

Новости рубрики Общество
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

Сегодня, 24 июля, журналист «Живой Кубани» забронировал на следующую субботу, на 1 августа, два квадроцикла - на тур по бездорожью «Пороги любви». Все просто: позвонил по указанному в интернете телефону, выяснил детали. Опытные инструкторы, предварительное обучение азам езды, тест-драв, «все дела»... Роль в принятии решения сыграл и отзыв: «12.07.2020. Молодая пара отлично провела время! Замечательный инструктор, с которым и весело, и безопасно! Вернулись в меру грязными, насквозь мокрыми и совершенно счастливыми».

Предлагаемый тур – это трехчасовая поездка «по лесным тропам, речным и грязевым бродам, подъемам и спускам, мимо дерева желаний, прямо по руслу реки с брызгами и невероятными ощущениями. У «Порогов любви» - речные ванны для купания. Там же в 20 минутах ходьбы вверх по ущелью - водопад «Урочище Монаха»… Ну и так далее, (я бы написал лучше). Стоимость – 4 тысячи за один квадроцикл. Отправление от остановки «Магнит» в Агое. Мог бы привести и контактный телефончик, да чревато: сочтут за рекламу. 

 Это – типичное предложение всего Черноморского побережья. Подобные джип-туры легко отыскать и забронировать в каждом курорте Краснодарского края. К примеру, забиваешь в адресную строку «Джиппинг в Сочи», и на тебя вываливается три десятка предложений: «33 водопада из Лоо», «Каньон Псахо», «Джип-экскурсия в Солохаул», «Джип-тур на Хмелевские озера», «Джип-тур в заповедный Сочи», «Джип-тур в Абхазию»… В общем, это масштабный бизнес, в котором «крутятся» серьезные деньги. Бизнес, который кормит сотни, если не тысячи кубанцев.

Но при этом джиппинг очень мешает краевым властям, это направление экстремального отдыха - чуть ли не вне закона. По крайней мере, в июне в Геленджике зам. краевого министра курортов и туризма Святослав Удинцев провел совещание, посвященное джипингу. «Слушали-постановили» усилить межведомственное взаимодействие для выявления нарушений в джипинге. По итогам совещания создали рабочие группы, куда помимо полиции входят сотрудники «наших» министерств курортов и природных ресурсов, местного управления Росрыболовства, представители муниципальных образований. И начали кампанию (как в России принято!) проверок. Цель благая: во-первых - побудить недобросовестных предпринимателей вернуться в правовое поле и платить налоги с бизнеса, во-вторых – обеспечить безопасность экстремальных прогулок. Ведь уже неоднократно нелегальные джипперы оказывались в авариях: с пострадавшими и даже с жертвами.

Итак, 14 июля проверяли в Туапсинском районе, в результате составили шесть протоколов об административных правонарушениях. 23 июля – в Большом Сочи: 23 протокола об административных правонарушениях и аннулировано два свидетельства о регистрации транспортных средств… Надо понимать так, что, «отработав» побережье, проверки сместятся в Мостовской, Отрадненский и Горячеключевской районы.

Но неужели на Кубани нет цивилизованного джиппинга и положительных примеров? Оказывается, есть, правда, один-единственный - «Тайны Геленджика». Только этот маршрут в окрестностях курорта сертифицирован, только на нем туристам гарантируется соблюдение всех мер безопасности, и при этом поездки не влияют на экологию.

Конечно, нас заинтересовало это цивилизованное исключение из нелегального правила. Почему предприниматели массово не хотят оформить свой бизнес официально, платить налоги и спать спокойно?!   В поисках ответа мы заглянули в краевой закон от 05 июля 2018 года N 3818-КЗ «Об особенностях организации автотуризма, мототуризма на маршрутах повышенной опасности на территории Краснодарского края». Он довольно емкий, но выделим самую суть. 
Маршрут джиппинга должен иметь паспорт и быть включен в перечень туристских маршрутов. В паспорте должна быть схема с указанием опасных участков. В приложении к паспорту указываются используемое транспортное средство, в котором все конструктивные изменения должны иметь регистрацию ГИБДД. Перед выездом на маршрут транспортное средство проходит ежедневный контроль технического состояния, водители на маршруте - со стажем больше трех лет.
Надо понимать, что, если сломался «Патриот», указанный в паспорте, то другую машину отправить на маршрут нельзя. А зарегистрировать в ГИБДД любое конструктивное изменение, будь то увеличение клиренса, дополнительные ребра безопасности, установку лебедки или, например, шноркеля, – та еще головная боль! 

 Мало того. Получение паспорта маршрута подразумевает многодневные хождения по чиновничьим кабинетам, обитатели которых патологически не хотят брать на себя ответственность и что-то разрешать/согласовывать. А согласовывать надо пересечение маршрутом водных объектов - в порядке водного законодательства, а прохождение по территории лесного фонда - в порядке лесного законодательства. Если маршрут заходит на территорию охотничьих угодий - получить «добро» от соответствующего уполномоченного органа. То есть, практически везде запрещен проезд и стоянка вне существующих дорог и специально отведенных площадок (для всех, за исключением спасателей-лесников). 

Пора итожить. Если следовать букве регионального закона, то джиппинг «по лесным тропам, речным и грязевым бродам, подъемам и спускам, мимо дерева желаний, прямо по руслу реки с брызгами и невероятными ощущениями»… превратится в поездку на «маршрутке». По грунтовке – в лучшем случае.  

Подчеркнем: обязанность по обустройству и паспортизации маршрутов джиппинга возложена на самого предпринимателя! То есть вложи деньги в покупку машин и квадроциклов, в подготовку инструкторов и оплату их труда, «подмажь» кого надо и пройди все круги бюрократического ада, оборудуй свой маршрут лавочками/столами и кострищами... И жди, когда клиентура попрет. Конечно, проще и дешевле оставаться «черным джиппером»: если поймали, то заплатить административный штраф или – по старой русской традиции - дать взятку проверяющему.  

Создается впечатление, что кубанские законодатели рука об руку с региональным минкурортов специально устанавливают невыполнимые условия для джиппинга. Что-то типа компьютерной игры, все уровни которой пройти невозможно по определению. А случись ЧП - у нас и законы суровые, и проверки регулярно проводятся…

Поэтому пока не прикрыли один из любимых видов отдыха всех туристов и чтобы поддержать «отечественного производителя», работающего не благодаря, а вопреки, я и забронировал два квадроцикла - на 1 августа со стартом из Агоя. 

 Ранее «Живая Кубань» писала о том, что полет на парашюте за катером не всегда заканчивается благополучно.