Святыня. Тяжелая судьба
Казачья станица Ивановская в Красноармейском районе, ранее носившая название куреня Ивонивского, берет свое начало с 1794 года. Тогда сюда прибыло 364 человека. Буквально спустя 3 года была освящена деревянная церковь Сретения Господня. Кирпичное сооружение на ее месте появилось в 1912 году, после принятия решения о его закладке кирпичной трехпрестольной в 1907. За пять лет на пожертвования вырос живописный храм. Это – один из первых православных храмов на правом берегу реки Кубань. Он был построен в честь 100-летия победы русского народа в войне 1812 года.
Среди станичников бытует миф, будто в мире всего две такие церкви: одна из них, якобы действующая, находится в Стамбуле. Но подтверждения этому нет, поэтому в России такая церковь точно единственная. По имеющимся данным, при возведении стен со всех близлежащих округов собирали куриные яйца, белок которых добавляли в цементный раствор.
На сегодняшний день от церкви осталась только величавая кирпичная колокольня, ей «исполнилось» в этом году 110 лет. Здания самого храма уже нет, а чудом уцелевшая до нашего времени часть старинного религиозного сооружения продолжает разваливаться. Церковь выполнена в русском стиле, эклектика, венчает сооружение причудливый каменный орнамент, а теперь все это богатство и наследие разрушается.
Тяжелая судьба была у храма за более чем вековой срок. После того, как в страну пришла советская власть, и воцарился атеизм, в здании храма после его обезглавливания в 30-ых годах прошлого столетия устроили склад. В военные годы, по некоторым данным, немецкие оккупанты держали там советских военнопленных. В 1954 году церковь разобрали (по некоторым данным, взорвали) для получения строительного кирпича. Сохранившаяся колокольня долгие годы служила водонапорной башней. Вероятно, именно поэтому она дожила до наших дней.
А казакам не до церкви
Сооружение пытались реставрировать еще со времен перестройки. До дореволюционной постройки времен заселения территорий Кубани казаками, вероятно, уже никому нет дела, в том числе и современным казакам. Территория вокруг колокольни, предстающей перед глазами и сразу захватывающей дух от своей монументальности, запущена. Земельный участок 10 лет назад был отмежеван и передан приходу при православном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (расположен в той же станице по адресу: улица Донцова, 97).
Сейчас территория обнесена забором, кое-где установлены кирпичные столбцы, установлены леса, водружен золоченый купол с крестом, внутри, между этажами, постелены деревянные настилы из подгнивших и ссохшихся досок. Но дальше дело не идет – исторический объект разрушается. Из-за того, что нет денег. По всей видимости, церковь уже не восстановят, а сохранить оставшуюся часть и содержать ее в приличном виде – вероятно, ни у властей, ни у казаков нет желания.
Поражает в колокольне не только ее огромный размер, большие проемы окон, но и толщина стен. Высота самых верхних окон достигают практически 2 метра. Звонница устремляется ввысь на 28 метров. На верхушку колокольни ведет деревянные не внушающие доверия ступеньки, а чтобы добраться до самого верха - нужно пройти по приставным деревянным лестницам.
В самой нижней комнате, на входе, стоит «мангал» с песком, оборудованный под подсвечник, висит иконка. Это все на фоне исписанных стен. В песке виднеются огарки от свеч. Значит, кто-то изредка наведывается в старинное здание. Значит, кому-то из практически 10 тысяч населения все же есть дело до церкви?
Так, в 2017 году церковь перестала быть обезглавленной. На верхушку сооружения установили пятиметровый восьмигранный купол, деньги с которого собрали всем миром. Тогда у станичников появилась надежда, что звонницу восстановят.
Однако на этом реконструкция пока что завершилась. Сейчас в святыне стены покрыты мхом, а у купола проросли кусты. Вероятно, мало казаки и местные священнослужители «трясут» руководителей и предпринимателей, а тем временем колокольня открыта всем ветрам и любопытным вандалам.
А казакам, проживающим в станице Ивановской, видимо, некогда заниматься богоугодными делами, входящими как бы в их «обязанности», и сплотиться вокруг попытки восстановить хотя бы уже не весь храм, а оставшуюся колокольню. Кубанское Казачье Войско, вероятно, уже позабыло, что значит слово «преемственность», что такое воспитание детей и память о корнях. Быть казаком, кажется, это не только иметь отметку в реестре, а сохранять как обычаи, так и культуру, а также наследие предков. А то, получается, всех можно смело записывать в Иванов, не помнящих родства. Много речей льется от казаков, что нынешнее поколение то, нынешнее поколение это, не хотят, мол, ничего знать и ничем не интересуется. Вот конкретный пример – разрушенный храм. Что из него извлечет молодежь? Да то, что на историю можно махнуть рукой. И те, у кого на глазах церковь рушится, в свою очередь, не смогут донести ни личным примером, ни на словах, что такое корни. Так и дети детей уж подавно не смогут понять, для чего хранить это «старье».
А ведь будь в Ивановской хоть один казак, имеющий упорство и моральную силу тех казаков-предков, что осваивали более 200 лет назад эти земли, он бы не допустил того, что место обращения к Богу покрывается мхом. Что вокруг него – обломки досок и трава по колено, что стены исписаны похабщиной, а тропа к храму заросла в буквальном, и переносном смысле. Осознания того, что гибнет величественное и красивое сооружение, по всей видимости, совсем нет.
Аналогичная ситуация и с РПЦ. И в России, и в Краснодарском крае активно возводятся церкви-«новоделы». Они все как с иголочки, красивые, пока новые. Да, дело благое, но они не хранят в себе историю, не могут поделиться тяжелой судьбой, а стены не расскажут о многолетних страданиях.
В это же время именно старинные храмы, нуждающиеся в реставрации, молчаливо кричат, и желают сквозь века пронести «русский дух» и показать небывалую стойкость, чтобы при входе в отреставрированное здание прихожане могли ощутить причастность к предкам, прочувствовали соприкосновение нескольких поколений, которые ходили молиться туда более ста лет назад. Что уже говорить о том, что Сретенская церковь является памятником культуры. Но красиво все осталось только в речах и парадах казаков, в громко и торжественно звучащих словах и россыпью благодарности предкам.
Укор современникам
По словам специалистов, на восстановление только звонницы несколько лет назад было необходимо около 3 миллионов рублей, но таких денег ни у Красноармейского района, ни у станицы Ивановской якобы нет и сейчас, а поиск инвесторов почему-то зашел в тупик.
Сейчас в России много говорят о патриотизме и духовности, особенно в казачьем крае, но как воспитать любовь к малой родине у подрастающего поколения, если посреди станицы грозно и одновременно угнетающе, а нисколько не величественно, возвышается заброшенная святыня с пустыми «глазницами»-окнами?
Возведенный более ста лет назад храм, который строили всем миром, оказался в современности никому не нужным. Даже на территории сооружения некому навести порядок – все заросло бурьяном, уличный деревянный туалет покосился, стройматериалы тоже пришли в негодность. Колокольня стоит в лесах, но и они уже сгнили.
Тем временем власти все составляют сметы и подписывают бумажки, а по факту уникальное здание, находящееся в федеральном реестре памятников культуры, уже дало трещину на глазах у станичников.
В Краснодаре началась реконструкция подземных помещений Екатерининского собора, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.