Королевство кривых зеркал кубанского образования
Отвратительная во всех смыслах история произошла на днях в образовательном учреждении Сочи.
Впрочем, она настолько типична для всего Краснодарского края, что случиться могла (и еще произойдет!) где угодно. Хоть в Сочи, хоть в Крыловской.
В интернет попало видео, снятое одним из учеников предположительно адлерской школы №27. На нем очень хорошо видно и слышно, как учительница (скорее всего классный руководитель юного «папарацци») «выбивает» из учеников «бабки» для оплаты работы уборщицы. Причем «выбивает бабки» в духе 90-х — с угрозами. Самое невинное — «пойдешь к директору, он знает, как с вами разговаривать» — дополняется уже более весомым — «сопелку разобью к черту». И это отвратительно.
Отвратительно, что из уст того, кто призван «сеять разумное, доброе, вечное», помимо прочего, звучит: «если вы выросли в какой-то деревне и у вас там убирали уборщицы, потому что школа была в один этаж, то тут не так!». И это тоже отвратительно! Так и хочется сказать: бедные, бедные Гагарины и Титовы, Есенины и Шукшины, Жуковы и Коневы. Всем вам выпала тяжелая доля учиться в деревенских одноэтажных школах и уж наверняка самим заниматься их уборкой.
Хотя в том, чтобы убирать свой собственный класс, ничего плохого, конечно же, нет. Для детей, выросших в СССР (как, кстати, и для самой учительницы), это было нормой. График дежурств висел на стене, и никто не пытался отлынивать или сачковать. Мальчики переворачивали стулья и таскали ведра с водой, девочки делали влажную уборку. И так каждый день! Плюс к этому в летнее время уборка рекреационных помещений и мелкий ремонт (покраска-побелка).
Но сегодня в кубанских школах царит другой уклад: уборка классов — в компетенции уборщиц. Но после всех «оптимизаций» в штате образовательного учреждения им если и нашлось место, то с мизерной зарплатой. Поэтому, видимо, и принято в кубанских верхах рациональное решение: оплачивать труд техничек за счёт родителей, а не федеральных и краевых программ. Эти миллиардные затраты идут на то, чтобы пыль в глаза пустить высокому начальству: столько-то оборудования закуплено, столько-то кабинетов отремонтировано.
Все это хорошо, но доброго, мудрого слова учителя никто не отменял и никакая техника его не заменит. Ведь, помимо того, чтобы вложить в детские головы знания, педагог формирует в каждом ребёнке человеческие и гражданские качества, позволяющие ему стать личностью. Он может и должен вести за собой детей. А куда сможет привести их эта издерганная женщина, если руководство вынуждает ее окунать детей в проблемы, отношения к которым она не имеет! Это вопросы администрации школы, как будут решаться проблемы уборки, но никак не учителя. Как и обязанности казначея: ведение списка учеников, учёта, кто сдал - кто не сдал, хранение денег, передача их кому поручено повыше. Ну и самое мерзкое, что учителя заставили быть фактически коллектором. Против воли и бесплатно. А такая фискальная работа по отъему денег всегда вызывает отторжение у людей. Ну и кто же педагогов любить-то или уважать будет с таким навязанным функционалом? И какие высокие порывы можно ожидать от сегодняшнего учителя, когда вся административная образовательная система в крае направлена на то, чтобы его «раком» поставить?
Крайнего во всей этой неприглядной истории уже, наверное, нашли. И даже не будут оригинальными: конечно, учитель. Педагога, скорее всего, уволят, но от этого ничего не изменится! И справедливость не восторжествует. Разве не знают начальники об этой порочной практике? Знают наверняка. Но не предпринимают никаких решительных шагов к ее искоренению. Наверное, уже достаточно проводить многочисленные совещания и раздавать угрожающие обещания провинившимся. Пришло время губернатору и его заму не решАть до бесконечности и тошноты одну и ту же проблему, а решИть ее. Ввести в штат школ, больниц, соцучреждений выведенные ранее ставки техслужащих. Увеличить до законных размеров (лишнего никто не просит и не посягает даже) заработную плату . Выполнить все свои обещания. И не перекладывать на муниципалитеты собственные проколы и недоработки. А то планерки или селекторы, как теперь модно говорить, больше сводятся к тому, что во всем виноват глава района или города.
Много ума не надо, чтобы так управлять краем. Поэтому социальному вице-губернатору Миньковой надо не цифрами хвастать, сколько раз ее или губернатора упомянули в репортажах, а качеством решений. И не количеством в будущем построенных школ и детсадов щеголять, а заниматься каждодневной и кропотливой работой по улучшению положения дел в образовании.
И, кстати сказать, опять нет официальной позиции ни губернатора, ни вице, ни министра, ни хотя бы уже кого-нибудь из Сочи. Вся страна об этом случае говорит, а у нас опять обет целомудренного молчания.
А это значит, что система, выстроенная в крае, не изменится. Она покатится дальше, ломая кости и выплевывая тех, кому, как сочинской учительнице, не повезло, и вовлекая новых, ещё более слабых и податливых.
Ранее “Живая Кубань" писала о том, что школьницу из Краснодара затравили из-за отказа сдать деньги на подарки.
Другие новости этой же рубрики