Кубанские предприниматели ответы на свои вопросы так и не услышали
Краевое совещание, которое проводил губернатор В.И. Кондратьев, по оказанию поддержки бизнесу во время карантина не оправдало ожиданий фермеров и людей бизнеса.
А ведь к нему было приковано самое пристальное внимание общественности и прежде всего средних и мелких предпринимателей. Что вполне объяснимо: меры, принятые по борьбе с коронавирусом, в первую очередь ударили по бизнесу. У предпринимателей накопилось немало вопросов, ответы на которые они надеялись получить прямо во время онлайн трансляции совещания.
Наша хата с краю?
Вице-губернаторы Швец, Галась, Коробка по бумажке ровным голосом зачитали очередные канцеляризмы. Ни в зале, ни в студии (а на связи были все главы муниципалитетов), никаких вопросов к выступавшим не возникло. Будто собравшиеся вместе с президиумом и не в курсе проблем кубанских фермеров, или они их мало волнуют.
Во второй части совещания по протоколу после официальных лиц шли представители, которые считаются защитниками бизнеса. О том, что на различных предприятиях и в хозяйствах разгорелись нешуточные страсти по поводу дальнейших перспектив развития, потому что срываются планы, рвутся все договоренности, реально маячит угроза краха, грозит безработица сотрудникам, много было информации в сетях.
Казалось, вот сейчас все эти актуальные вопросы и будут решаться. Но, забегая вперед, отметим, что единственный от представителей защитников бизнеса, кто хотя бы робко обратил на них внимание, был руководитель краевой Торгово-промышленной палаты А. Ткаченко. Он сказал, что его сотрудниками на протяжении 24 часов, без перерыва и выходных, всем обратившимся оказывается юридическая помощь. А звонков в день поступает больше тысячи. Но эта цифра ускользнула от внимания и председателя, и его замов, и всех остальных участников краевого совещания.
Зато уполномоченный по защите прав предпринимателей Игорь Якимчик открыто, «не таясь», обозначил свои «принципиальность и решительность» в борьбе за права предпринимателей, сообщив, что будет вести ежедневную работу по… анализу ситуации. Собственно, все! Это и есть масштабная мера поддержки: анализ. Круто! Анализ Якимчика – он же за считанные минуты поможет всем предпринимателям решить все свои финансовые и прочие рабочие катаклизмы?
Но ведь, если сотрудники Торгово-промышленной палаты получают по тысяче звонков в день, если не меньшее число звонков идет на различные «горячие линии», метод работы авторитетных общественных организаций кажется очевидным: бери эту «базу данных» и начинай отрабатывать эти тысячи «сигналов». Помогай людям, требуй от власти принятия очевидных мер.
Правда, через пару дней, после губернаторского совещания Якимчик направит все же краевому руководству письмо с просьбой «смягчения» ограничительных мер по 9 направлениям… Крайне «смелый» поступок. Тем более, что такая рекомендация ранее уже поступила от правительства Мишустина.
И напишет Якимчик в челобитной, что продуктовые ярмарки и рынки надо бы открыть! Молодец! Особенно учитывая, что по этому вопросу и примерно в том же русле, на том же самом совещании 6 апреля и Кондратьев высказывался. Не менее «изумляет» еще один пункт: попросил Якимчик губернатора дозволить перемещение людей в границах муниципальных образований без спецпропусков. Но по невероятному стечению обстоятельств и сам губернатор во вступительном слове того же 6 апреля то же самое говорил участникам совещания и сидевшему рядом с ним Якимчику.
Вот этот реверанс он вообще к чему? Впрочем, в крае для лидеров различных общественных организаций такой подход, оказывается, вообще – тренд.
Похвалить губернатора – дело святое
На губернаторском совещании, о том, что и к ним поступают тысячи звонков, сообщил и председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Даниэль Башмаков. «Я очень переживаю за малый бизнес в Краснодарском крае, – сообщил о возникших личных чувствах Башмаков, – но введение карантина я, мои друзья, мои коллеги полностью поддерживаем». И тут же пожурил губернатора, что надо бы карантин объявить… на неделю раньше. Ну, то есть опыты над выживаемостью бизнеса были бы тогда куда более масштабными. А так двух недель маловато будет.
И вообще было удивительно, почему кубанскую «Опору России» больше волновали сроки введения карантинного режима и непременная необходимость высказать благодарность губернатору, а не обсуждение злободневных вопросов о том, что будет предпринимать власть, чтобы спасти бизнес на Кубани. Как правило, общественные организации – это своеобразный кнут для чиновников и бюрократов. Они уверены, что власть делает «не так», «не столько», поэтому у них к ней всегда куча претензий. А здесь такая безграничная лояльность! «Опора» в критичной ситуации показала себя не скалой для бизнеса, а так, комком сахарной ваты. Опереться на нее невозможно, зато сладости для начальства – целый бидон.
Вместо того, чтобы просить руководство края рассмотреть дополнительные меры поддержки тем субъектам МСП, что не в федеральные, ни в краевые программы не попали (а это, в частности, малый бизнес курортной сферы, сельского хозяйства), руководитель кубанского подразделения «Опоры России» поупражнялся в похвале тех самых ограничительных мер, которые, мягко скажем, вызывают удивление уже и у федералов. Зачем? Предпринимателям эта похвала не поможет. Получается, одна была цель – руководству понравиться источаемым елеем?
Не менее эмоционально восхищалась карантинными мерами и Любовь Попова, руководитель общественной палаты Краснодарского края. «Наше плотное общение с жителями Кубани говорит о том, что жители адекватно оценили введение карантина на Кубани», – заявила она от лица почти 6-миллионного населения края. Более всего восхитила Попову организация краевыми министерствами, департаментами краевой администрации выдачи пропусков.
Ну, да, каждый желающий может легко найти в Ютубе, какими впечатляющими скандалами предпринимателей с чиновниками сопровождалась выдача этих самых пропусков. Чем громче возмущенные крики, тем «лучше организация»?
Прослушав различного ранга общественников, мы задались вопросами. Их вообще зачем на это совещание позвали? Что-то дельное они сказали? Какую-то революционную идею или просто идею предложили? И близко нет.
И вот какой совет хочется дать организаторам подобных совещаний: «Не приглашайте более всех этих «защитников простого народа». Их отчего-то прет на разговоры о том, что они не сами по себе, а представляют интересы людей: промышленников, предпринимателей, фермеров, всего народа Кубани. И люди, судя по их речам, «все как один поддерживают и одобряют». Эдакая реинкарнация брежневских времен. Тогда тоже «все как один поддерживали и горячо одобряли политику партии и правительства».
И когда один общественник уверенно говорит, что его мнение – это мнение миллионов, он помимо всего прочего вводит в глубочайшее заблуждение тех, кому эти оды-гимны предназначены. И создает у начальства ощущение полнейшей безгрешности и абсолютной верности действий.
В результате у руководящих чиновников происходит искривление реальности. Их же убедили «от лица всех жителей», что «проблем нет, а есть лишь восторг и благолепие». И нужно отдать должное, что льстецы настолько были убедительны, что губернатор им поверил и через маленькие хитрости и уловки окружения он это и озвучил.
Скорее всего, за совещание был ответственным Галась, куратор финансовой сферы региона, помогал ему в этом другой вице-губернатор Швец, отвечающий за развитие торговли. Во время совещания для большей убедительности, как все хорошо организовано на Кубани в период карантина, включили видеосвязь с представителями «Магнита» и «Метро». Как и запланировано, на вопрос губернатора (который тоже был записан в программе ведения совещания), какие у них проблемы, руководитель кубанского «Магнита» дал просто «феноменальный» ответ: никаких проблем нет, на все 1100 автомобилей получено 1100 пропусков и 35 тысяч сотрудников тоже пропусками обеспечены. Услышав такое, Кондратьев недоумевает, мол, вот как все хорошо, «а то эти писаки разное пишут»…
Невдомек губернатору, что включили для связи с ним тех, кого обеспечили. А не фермеров, которые вырастили клубничку, огурчики, живность на продажу, и теперь не знают, что делать со всем этим добром. Пропусков у них нет, чтобы везти его в торговые точки.
А вот если бы им дали слово на совещании у губернатора, глядишь, услышал бы он правду-матку, понял бы, что «писаки», оказывается, не обманывают, и сложилось бы у него объективное мнение о том, как живет малый бизнес на Кубани.
Но пока благодаря информированию замов на вверенной ему территории творится всеобщий «одобрямс», а кто недоволен и даже смеет свое недовольство выражать в независимых СМИ, в соцсетях в блогах, тот – «автор фейков». Или, если придерживаться официальных формулировок, «мошенник и провокатор». Эти формулировки, между прочим, взяты из официальных документов.
Главное в борьбе с коронавирусом – выявить «провокаторов»
Практически сразу же после этого совещания вице-губернатор А.А. Алексеенко провел заседание оперативного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. «Замечательным» получился итоговый протокол № 15. Собственно о борьбе с инфекцией там практически ничего, разве что о производстве масок пару слов. Зато сказано о важнейшем. Процитируем.
Слушали: «О ситуации и принимаемых мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции на территории Краснодарского края.
Решили: «Пункт 3. Департаменту информационной политики Краснодарского края (Пригода В.В.) продолжить мониторинг средств массовой информации, в том числе интернет-пространства и социальных сетей на предмет выявления фактов мошенничества и провокаций в отношении введенных ограничительных мер».
Понятно, когда фермер выставляет в Интернете видео, как он огурцы в яму сваливает – это «мошенничество». Когда владелец ЛПХ, не знающий, куда деть выращенные грибы, предлагает их за три копейки всем желающим – это «провокация». Многосотенные очереди за пропусками, в том числе, и в родном для Алексеенко Туапсинском районе – фейк, и авторов видео надо вначале выявить, а потом с ними как следует побороться. «Нет у нас недостатков, а кто считает иначе – бошки поотрывать».
Хотя в сегодняшней ситуации есть все же есть один плюс: еще раз убеждаешься в верности поговорки «Друг познается в беде». Те, кто были назначены «друзьями», с выпиской удостоверений, оказываются вовсе не защитниками и помощниками, а просто мастерами мало кому интересного хвалебного слова. Те же, кого официальная пропаганда описывала как «недругов Кубани», сегодня единственные, кто говорит правду. Хоть их за этого причислили к лику «мошенников и провокаторов» и предписали «выявлять».
По домам редакторов и блогеров, которые восторга не разделяют, уже прошлись участковые с «разъяснительной беседой». Впрочем, заметим, что тренд давления на журналистов, кто не падает в обморок от счастья, есть и в ряде других российских регионах.
На защиту независимой журналистики сегодня становится Общественная палата России (не путать с ее краснодарским подразделением). Председатель Комиссии Общественной палаты по развитию информационного сообщества, СМИ и массовым коммуникациям Александр Малькевич начал собирать материал по тем журналистам, руководителям СМИ, кого власть как раз относит к числу «провокаторов», оттого, что пишут о ее действиях правду.
На Кубани сегодня к числу таких журналистов можно отнести не только тех, кто печатается в газетах или ведет популярные блоги. Фермеры, снимающие на свои телефоны, как вынуждены выливать нереализованное молоко, выбрасывать урожай огурцов на обочину, размещающие в соцсетях призывы к власти одуматься – они ведь тоже журналисты в некотором роде, потому что информируют массовую аудиторию о том, что происходит в их родном крае. И когда такое было? Их много. Да, промониторите, выявите. Да, возможно, посоветуете не портить отношения с властью. Но ведь всем рот не закроете!
Другие новости этой же рубрики