Перейти к основному контенту
12.08.2020 08:08

Катастрофа начала века: 20 лет назад затонула подлодка «Курск»

Восстановлена хронология произошедшей трагедии

Новости рубрики Жизнь
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник

12 августа 2000 года в Баренцевом море произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота: ушел под воду и больше не поднялся наверх атомный подводный ракетонесущий крейсер (АПРК) К-141 «Курск».

344dbbcc9b101e31caa1a5d8058653e8.jpg

Фото: открытый источник. 

Подлодку почти шесть часов не считали терпящей бедствие. Хотя другие суда зафиксировали звук, который мог стать подводным взрывом. После «Курск» перестал выходить на связь. О хронологии этой страшной трагедии рассказал Ленте.ру капитан 1-го ранга Игорь Курдин, который 20 последних лет изучал обстоятельства гибели крейсера.

10 августа «Курск» вышел из губы Западная Лица к месту учений, где в полдень 11 августа успешно выполнил стрельбу практической ракетой «Гранит». После он ушел на глубину и направился к месту  запланированных торпедных стрельб.

В 06:00 12 августа лодка прибыла назначенный район. Туда в роли «противника» должен был прийти отряд российских боевых кораблей во главе с флагманом — тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий». 

В 08:35 «Курск» нанес условный удар боекомплектом ракет по этим кораблям. В 08:51 командир подлодки капитан 1-го ранга Геннадий Лячин доложил об этом командованию, а также сказал о готовности к торпедным стрельбам. Это было последнее сообщение с «Курска».

В 11:09 гидроакустики «Петра Великого» зафиксировали работу гидролокатора подлодки, которая готовилась к торпедной атаке, а в 11:30 — другой звук, который мог быть подводным взрывом. Затем по корпусу «Петра Великого» пришелся сильный гидродинамический удар, но этому значения не придали .

Гидродинамический удар почувствовала и подлодка «Карелия», которая была в 80 километрах от «Курска», а также «услышала» норвежская сейсмическая станция ARCES в 470 километрах от места ЧП. Там зафиксировали два толчка — взрыв мощностью 200 килограммов в тротиловом эквиваленте на глубине 40 метров, и более мощный на глубине 100 метров — в 5 тонн тротила.

В 14:12 корабли, выступавшие в роли учебных мишеней для «Курска», вышли из района, в котором находилась лодка, и ждали, что крейсер  всплывет для доклада. Этого не произошло. Тогда в небо подняли вертолеты. 

В 15:25 «Петр Великий» пытался вызвать подлодку по звукоподводной связи, подводникам стали давать сигналы об экстренном всплытии - в воду стали сбрасывать взрывпакеты. Но «Курск» не считали аварийным даже к 17:00, когда этого уже однозначно требовали правила ВМФ.

Только в 17:20 спасательному судну «Михаил Рудницкий» определили готовность к выходу в один час. По факту спасатели вышли в море только через восемь часов.

На «Курске» погибли 118 человек — весь экипаж и прикомандированный к ним представитель завода «Дагдизель». 

По данным Генеральной прокуратуры, причиной катастрофы стал взрыв торпеды, произошедший из-за утечки компонентов топлива. В герметичном девятом кормовом отсеке уцелели 23 моряка. Кто-то считает, что они могли оставаться в живых от нескольких часов до двух суток (на последней версии настаивают родственники экипажа), но спасти их не удалось ни российским службам, ни иностранным специалистам, которые присоединились к операции. 

На подлодке были обнаружены четыре записки. Моряки до последнего надеялись на спасение, но оно так и не пришло. 

«12.08.2000 г. 15.25 Здесь темно писать, но на ощупь попробую! Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/с отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо! Колесников»...

85.jpg

Фото: открытый источник. 

Ранее «Живая Кубань» сообщала, что подлодка «Краснодар» проскользнула у военных НАТО под «носом»

Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://ttttt.me/live_kuban