Для этого биологи предлагают восстановить работу клеточных «энергостанций».
Как выяснила «Живая Кубань», «запитать» клеточные «энергостанции» поможет гормон мелатонин.
Исследователи – биологи из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино – подтвердили экспериментами на крысах, что длительный прием мелатонина способствует закрытию пор в митохондриях и препятствует побегу ферментов. А постоянный прием гормона даже у старых животных улучшает функции митохондрий.
Мелатонин регулирует распорядок дня человека и других живых существ, отвечая за наступление сна и пробуждение. Помимо этого, мелатонин является сильным антиоксидантом, способным нейтрализовать агрессивные молекулы внутри клеток. Главным источником и «потребителем» мелатонина является мозг, однако последние опыты показывают, что данный гормон производится и в других частях тела.
Исследователи обратили внимание на одно общеизвестное свойство мелатонина: его концентрация в организме человека с возрастом постепенно понижается, чем, в частности, объясняется то, почему пожилые люди спят не так много, как молодежь. Эта простая мысль заставила ученых проверить, как изменится поведение молодых и престарелых митохондрий при повышении концентрации этого гормона.
Как объясняют биологи, с возрастом «энергостанции» клетки становятся более «дырявыми» – в них появляются поры, через которые митохондрии покидают «лишние» ионы кальция, накапливающиеся внутри них из-за того, что пожилые митохондрии хуже справляются со стрессом и появлением агрессивных молекул в своих пределах. Этот процесс со временем приводит к разрушению митохондрии и запуску программы самоуничтожения клетки.
Российские ученые предположили, что процесс можно замедлить, если доставить в митохондрию вещество, которое бы подавляло агрессивные молекулы и нормализовало уровень ионов внутри них. На роль такого вещества они избрали мелатонин, предположив, что снижение его концентрации в старости может вызывать все или хотя бы часть проблем, связанных с митохондриями, сообщили в пресс-службе ИТЭБ РАН.