18,6 млн. россиян живут сегодня в бедности – таковы последние данные Росстата.
Малоимущим семьям приходится, мягко говоря, нелегко: им не хватает денег на продукты, одежду, а иногда и на собственных детей. Кто-то потерял все в пожаре, кто-то живет в ветхом доме и молится за здоровье ребенка. Выживают повсюду – как в «пышной» столице, так и вдали от нее, в городах и селах, в старых домишках и маленьких квартирах. Это маленькие люди, которым зачастую не дают слово. Им нет дела до статистики – каждый день они просто борются за кусок хлеба.
Между тем, уровень бедности в нашей стране упал до рекордного минимума с 2014 года. При этом статистика учитывает только тех, чей доход ниже прожиточного минимума. В Краснодарском крае, к примеру, он составляет 11 тысяч 107 рублей. А что делать с теми, кто получает чуть больше? Разве они живут гораздо лучше? Таких людей статистика не учитывает.
К методике определения бедности немало вопросов, и пока о победе над этим позорным явлением говорить не приходится… Самое ужасное, что народ привыкает к ухудшению своего материального положения. Происходит это постепенно и как правило бесповоротно!
Принято считать, что нищета жителей – это проблема отсталых стран Африки. Но на самом деле она вполне актуальна и для нашего, казалось бы, сытого региона. Кубань всегда была благодатным краем, житницей страны. Казалось бы, и уровень бедности здесь, на юге России, который кормит и поит всю страну, должен быть минимальный или вообще нулевой. Так было раньше. Сейчас, увы, все не так…
Пока краевые власти с присущим им задором рапортуют о 18-м месте в рейтинге российских регионов с самыми высокими доходами населения, умные люди изучают совсем другие цифры. И они мягко говоря не такие уж и радужные. Согласно рейтингу, составленному РИА «Новости», 10,9% жителей Кубани находятся за чертой бедности, а 1,5% – за чертой крайней бедности. А это 620 тысяч человек. Для края с населением в 5 миллионов человек – цифра просто громадная. Ольга Потапенко (фамилия изменена) живет в пригороде Краснодара, ей 38 лет, одна воспитывает дочь Лену. Сейчас беременна вторым ребенком. Большинство знакомых, заметив ее интересное положение и узнав об отсутствии мужа, крутят пальцем у виска: «На что будешь дитя растить?».
Действительно, жизнь Олю не баловала. Некогда ее родители жили неплохо. Но когда колхоз, в котором они работали, развалился, отец с матерью стали выпивать. Чем дальше, тем сильнее. Дети были предоставлены сами себе. Порой двум дочерям Потапенко нечего было надеть, в школе над ними смеялись, а иногда откровенно издевались: неухоженные, неопрятные девочки вызывали у ровесников неприязнь. И хотя тогда девушка дала себе слово, что ее дети ни в чем нуждаться не будут, выбраться из бедности женщине так и не удалось. Родители умерли, ей в наследство остался ветхий домик. С мужем не сложилось, они давно разошлись, но он исправно платит алименты – около 5 тысяч рублей. Эти деньги полностью идут на дочку – одежда, учебники, тетрадки. Постоянного места работы, как и образования, у Оли никогда не было. Она устраивалась то продавщицей, то уборщицей. Свести концы с концами до последнего времени получалось. Пока на пороге сорокалетия не узнала, что вновь беременна. Работодательница тут же ее уволила!
Сделать это оказалось очень просто – ведь никаких договоров с Ольгой она не заключала. Но своего решения женщина не изменила. Уверена: «Бог дает ребенка, а значит, даст и на ребенка». Правда, решение оставить малыша принимала вместе с дочерью. Ведь его появление серьезно ущемляет ее интересы.
– Уходя в декрет, я надолго лишаюсь работы и зарплаты, под угрозой высшее образование Леночки, – рассуждает Оля. – Потом получу материнский капитал, но «отщипнуть» от него на нужды Лены я права по закону не имею. В каком положении она оказывается? Но дочка рассудила, что братик или сестричка ей дороже, а жизнь как-нибудь образуется. До сих пор не знаю, правильное ли это было решение?
А пока Оля нашла себе подработку. Ведь жить на что-то надо. Ей предложили клеить сувенирные кораблики. Технология несложная, но требует массу времени: отлить гипсовую форму, покрасить, приклеить мачты... За один кораблик ей платят 10 рублей (продают раз в 30 дороже). За день Оля делает 10-15 штук. За эту работу ей платят 3 тысячи рублей. Их тратят на еду. Понятно, что досыта наесться не получается.
В местном магазине отдел с колбасами она обходит стороной. Уже был случай – упала в обморок. Ее ассортимент – в «овощном». Из морковки можно оладьи смастерить, свекольный суп сварить… Но семья не унывает. И, как ни странно, бедной себя не считает.
Кстати, самым трудным в подготовке этого материала было найти человека, который бы согласился признать себя бедным. Люди говорили: «Да, пенсия более чем скромная, но…», «Да, зарплата ниже «минималки», но…», «Да, инвалиды трудно живут, но…». За каждым «но» – своя философия. Ее можно сформулировать примерно так: «Мы не хотим, чтобы к нам с жалостью относились, как будто просим милостыню. Это задевает достоинство!».
Оказалось, что каждого из опрошенных на плаву держат дети (родители), огород, дача, подработка, а никак не социальные службы, которые обязаны это делать. И живут наши кубанские бедняки не в пример лучше, чем их африканские «коллеги». Власть – федеральная, краевая – может многое, если захочет. Но сегодня на Кубани далеко не все нуждающиеся учтены и охвачены помощью!
Тем, кто благополучен, стоило бы оглядеться. Старушка, мнущая в руках кружевной воротничок – зачем она вынесла неходовой товар на рынок? Сосед-инвалид покупает в магазине только хлеб и пшено – он что, предпочитает именно эти продукты? Львиная доля попавших в беду не признаются в этом – такова особенность нашего русского и кубанского менталитета. Наши предки право плохо жить оставляли лишь лодырям и алкоголикам!
Мы унаследовали установку, однако жизнь усложнилась в разы. В бедственном положении может оказаться любой. Вследствие обмана работодателя, мошенничества, болезни, развода, стихийного бедствия и даже беременности.
А посему: граждане, будьте внимательнее! Ведь сегодня рассчитывать приходится исключительно на себя. По прогнозам экспертов, в 2020 году наши люди, к сожалению, богаче не станут: кошельки россиян станут легче еще на 800 млрд руб., что эквивалентно примерно 2% годового потребления домохозяйств. Выходит, чтобы получить заказанный главой правительства «портрет бедности», нужно будет просто постучаться в каждую третью дверь…
Как ранее писала «Живая Кубань», в России образовалась огромная пропасть между богатыми и бедными. По мнению экспертов, ситуацию может скорректировать прогрессивная шкала налогов и ограничение аппетитов олигархов.
03.09.2019 18:58
Жизнь за чертой: кубанцы начинают привыкать к нищете
18,6 млн. россиян живут сегодня в бедности – таковы последние данные Росстата
Фото: открытый источник
Фото: открытый источник
Другие актуальные новости