Генеральная прокуратура РФ распорядилась запретить эксплуатацию первого собранного в краевом центре троллейбуса, а выделенные на закупку остальных кузовов для сборки 140 млн рублей были заморожены. При этом, по материалам надзорного органа, сразу в нескольких регионах были начаты доследственные проверки по фактам возможного мошенничества, подделки документов и халатности чиновников при заключении контрактов на закупку запчастей для сборки троллейбусов без разрешительной документации, которые могут оказаться небезопасными при эксплуатации, сообщил «Коммерсант».
Первое уголовное дело о незаконном создании юрлица производителем новых троллейбусов уже возбуждено в Москве. А в Вологде за получение откатов от контрагентов судят одного из организаторов изготовления краснодарских троллейбусов под видом ремонта старых.
«Живая Кубань» подробно писала о скандале с якобы «новыми» троллейбусами, собранными из деталей 1988 года. При этом вице-мэр Антон Смертин, не взирая на факты, приводимые активистами, специалистами и СМИ, изо всех сил пытался убедить общественность в том, что эти троллейбусы - новые. На информационное продвижение и презентацию этого проекта также были потрачены огромные средства.
Вместе с тем, как установлено в ходе проверок прокуратуры, собранный в Краснодаре троллейбус не имеет необходимой для эксплуатации документации, в первую очередь одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое выдается производителям после множества испытаний, краш-тестов и т.п. Если всё так печально, то получается, что когда краснодарцев возили по городу на «новом» троллейбусе, то подвергали их жизнь и здоровье возможной опасности.
Между тем мэрия Краснодара прекратила сотрудничество с сертифицированными производителями троллейбусов, решив наладить их собственную сборку. Мэр Евгений Первышов подчеркивал уникальность краснодарских троллейбусов. Хотя к этому моменту в Вологде были разработаны новинки с автономным ходом, позволявшим ездить при необходимости и на участках без контактной сети.
Всего в 2020 году на обновление городского электротранспорта Краснодара было выделено 500 млн рублей в виде субсидии из краевого бюджета. Причем контракты на поставку троллейбусов в 2020 году подписаны не были. Мэрия Краснодара проинформировала, что подписала трехстороннее соглашение с Краснодарским трамвайно-троллейбусным управлением (КТТУ) и производителем «Алькор» по наладке крупноузловой сборки троллейбусов.
По распоряжению первого замгенпрокурора России Александра Буксмана по фактам закупок и сборки краснодарских троллейбусов были проведены проверки прокуратурами Москвы, Краснодарского края, Вологодской и Псковской областей.
Надзорные органы обратили внимание, что гендиректором «Алькора» является бывший финдиректор «Транс-Альфы» Ирина Сватковская, а главным конструктором - Сергей Колыбин, ранее работавший в Вологде на аналогичной должности. Переговоры с краснодарской мэрией они начали после увольнения с вологодского завода со скандалом. Г-на Колыбина следователи местного управления СКР обвинили в коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ) - получении «откатов» от контрагентов троллейбусного завода почти на 3 млн рублей за пролонгацию ранее заключенных договоров. Процесс идет в Вологодском горсуде.
Единственным владельцем «Алькора» при подписании в январе соглашения с краснодарской администрацией о сборке первого троллейбуса был ранее судимый за кражу и нанесение тяжких телесных повреждений житель Вологды. Сейчас он опять находится под следствием.
По данным «Коммерсанта», в Москве уже возбуждено уголовное дело о незаконном создании «Алькора» (ст. 173.1 УК РФ) ранее судимым лицом. А в Краснодаре ведется проверка на возможность возбуждения уголовного дела о мошенничестве (ст. 159 УК РФ), подделке документов (ст. 327 УК РФ) и незаконном использовании средств индивидуализации товаров (ст. 180 УК РФ). Кроме того, следователи краснодарского СКР проверяют, не проявили ли краснодарские чиновники халатность (ст. 293 УК РФ) и нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) при закупке кузовов и запчастей.
Сложно поверить, что администрация Краснодара не знала, с какими организациями вела переговоры и заключала договоры. Уголовные дела, которые возбуждены в связи с различными махинациями, прямо или косвенно связанные со сборкой троллейбусов в Краснодаре, - это уже не просто скандал.
Впереди могут быть не только отставки, но и посадки. И неизвестно, какие до этого организационные и кадровые решения примут в региональной администрации. Однако пока движение вверх одного из блистательных спикеров проекта так называемых «новых» троллейбусов в Краснодаре - кандидата в депутаты и по совместительству мэра Первышова - продолжается. Сможет ли дойти?
Краснодар отказался от обновления общественного транспорта по нацпроекту, сообщала ранее «Живая Кубань».
Самые важные новости теперь в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, чтобы не пропустить: https://t.me/live_kuban.